В рамках Трифоновский чтений состоялась воинская секция, на которой рассматривался вопрос об особенностях работы с молодежью в армии и работы с допризывной молодежью. Мероприятие проходило в актовом зале административного корпуса прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Кирова.
В работе секции приняли участие руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Александр Коссов, иерей Евгений Костылев, иерей Владислав Кутровский, иерей Евгений Чепарухин, протоиерей Сергий Мартынов, представители воинских частей и силовых структур Кировского гарнизона, а также представители учебных заведений областного центра, которые занимаются вопросами воспитания кадетов.
Открыл работу секции руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Александр Коссов:
— Существуют два важных общецерковных документа Русской Православной Церкви «Основа социальной концепции РПЦ» и «Декларация о правах и достоинстве человека РПЦ». Они основаны, прежде всего, на синтезе двух общечеловеческих духовных ценностей – свободы и ответственности в их христианском осмыслении. Именно в христианстве, особенно в Православии, свобода и ответственность не противоречат друг другу, а органично сочетаются, взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга. Противопоставление либерализма, для которого свобода выше ответственности, и консерватизма, отдающего предпочтение порядку, оказывается, таким образом, мнимым и преодолевается.
Через несколько лет наше будущее должны определять сегодняшние студенты и школьники. От того, чем они будут руководствоваться при принятии важных решений, зависит их собственное будущее – завтрашний день наших детей и внуков. Подвергаясь массированной пропаганде греха во всех его чудовищных проявлениях, нынешняя молодежь не застрахована от самых разрушительных тенденций. И в этом таится серьезная опасность для всего человечества. Только Церковь, утверждающая дух любви и взаимопомощи, способна бороться с этой опасностью, разъясняя, что идея прав и свобод не должна вытеснять идею нравственной ответственности, что свобода без ответственности – миф. Святейший Патриарх Кирилл считает духовную работу с молодежью приоритетной для Церкви. О свободе принято говорить как о Божием даре, свидетельстве богоподобия человека: Бог создал человека свободным, дал ему право и власть самоопределения и творчества.
Сегодня мы постоянно слышим: «свобода слова», «свобода печати», «свобода любви», «свобода совести». Русская Православная Церковь выразила свое отношение к принципу «свободы совести» в принятой социальной концепции как симптому распада «системы духовных ценностей, потерю устремленности к спасению в большей части общества».
Современная общественно-политическая проблематика тесно связана с такой фундаментальной категорией человеческого бытия, как свобода. Сегодня, как никогда, более всего говорится о свободе. И именно сегодня развиваются процессы, которые представляют угрозы для личной свободы человека. Считая свободу высокой ценностью, отдельные государства вводят в законодательство общественно-политические нормы, которые противоречат нормам жизни верующего человека, принадлежащего к традиционным религиям. Для нас важно осмыслить эту категорию человеческого бытия с точки зрения православной традиции. В свете этой традиции мы сможем дать оценку тем интерпретациям свободы, которые навязывают нам. В связи с этим вспомним слова Апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия, только бы ваша свобода не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5.13).
Предметом размышлений может стать соотношение человеческой свободы и нравственной ответственности. Может ли существовать человеческая свобода без ответственности нравственной, и несет ли человек нравственную ответственность, не имеющий свободы? Тема наших Чтений требует глубокого и вдумчивого осмысления значений человеческого выбора. Нравственность представляет собой свободу, реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм пропаганда нравственного релятивизма подрывает мировосприятие человека, ведет к потере духовной и культурной идентичности.
Нам важно выработать пути решения проблемы понимания свободы и ответственности молодого человека, социальной незащищенности молодого поколения, влияния медиапространства на неприятие традиционных норм семейной, общественной жизни.
Далее о работе священника в военной части на примере своего опыта рассказал иерей Евгений Костылев. О воспитании кадетов в школе № 10 им. К.Э. Циолковского г. Кирова доложил руководитель кадетских классов полковник запаса Николай Леонидович Прозоров. О взаимной работе Вятской епархии с военнослужащими также рассказали представитель МЧС подполковник Анатолий Чикишев и военнослужащий в/ч 23527 капитан Эдуард Зиганшин.
Затем специалист центра гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания им. Александра Невского Наталья Барышникова показала документальный фильм о работе центра и ответила на вопросы собравшихся.
По окончании основной части выступлений состоялся обмен мнениями среди участников секции.
Владимир Помаскин